Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач – один из ключевых принципов Стратегии развития Счетной палаты. В этом дайджесте рассказываем о том, как изменилось представление об открытости в условиях пандемии.
Принципов гласности и открытости придерживаются ВОА многих стран. На Конгрессе ИНТОСАИ они единогласно приняли Московскую декларацию и договорились содействовать более эффективной, прозрачной работе госорганов, а также способствовать продвижению принципов доступности данных и открытости исходного кода и алгоритмов.
1. Критерии открытого государства
Согласно подходам ОЭСР, государство можно считать открытым, когда бизнес, общественные организации и граждане могут:
-
«знать» – получать релевантную и доступную для понимания информацию;
-
«приобретать» – получать государственные услуги и взаимодействовать с государством;
-
«создавать» – участвовать в процессе принятия решений
Аналогичный подход используется и в России. Так, в аналитическом докладе 2019 года «Открытость государства в России», подготовленном Счетной палатой совместно с Центром перспективных управленческих решений и АНО «Информационная культура», понятие открытости государства базируется на трех основных элементах:
-
информационная открытость;
-
функциональная открытость (открытые данные);
-
открытый диалог.
В этом году Счетная палата совместно с партнерами продолжает мониторинг открытости госорганов и в скором времени представит его результаты.
2. Информационная открытость
В период пандемии COVID-19 особое внимание уделяется открытости данных о расходах бюджета, направленных на борьбу с последствиями эпидемии. Высшие органы аудита дают свою независимую оценку деятельности правительства в этом направлении.
Счетный суд Франции на своем сайте опубликовал мнение Высшего совета по государственным финансам о поправках в государственный бюджет 2020 года, связанных с эпидемией: высокий уровень неопределенности, связанный с кризисом в области здравоохранения, влияет на все макроэкономические прогнозы и ведет к их частому пересмотру.
ВОА Германии подготовил аналитический отчет «Меры политики федерального бюджета по борьбе с влиянием пандемии коронавирусной инфекции (ключевые данные дополнительного бюджета 2020 г.)», в котором в виде графиков и таблиц отразил изменения, связанные с выделением дополнительных средств на борьбу с эпидемией и принятием нового пакета мер по борьбе с кризисом.
ВОА Бразилии начал проводить мониторинг мер, принимаемых всеми федеральными административными органами в рамках противодействия распространению COVID-19. Специальный план мониторинга действий по борьбе с COVID-19 расширяет сферу деятельности по контролю государственных учреждений, не ограничиваясь только министерством здравоохранения.
3. Функциональная открытость
С учетом текущей ситуации этот элемент проявляется в открытости данных о госзакупках, проводимых органами власти в сжатые сроки и с упрощенными процедурами. Помогают в этом плановые проверки, отдельные мониторинги по каждой теме, а также информационные панели, среди которых портал-агрегатор «Госрасходы» – сервис Счетной палаты, предназначенный для сбора актуальной информации о состоянии системы госзакупок в России.
ВОА Кипра провел анализ госконтрактов Минздрава, заключенных с частными медицинскими центрами на проведение обследований 20 тыс. работников государственного и частного сектора на наличие вируса SARS CoV-2. По итогам проверки было выявлено завышение цен на анализы, а риски олигополии или недобросовестной конкуренции.
ВОА Чехии начал проверку процедур госзакупок средств индивидуальной защиты в период чрезвычайного положения, на которые было израсходовано 11 млрд крон (430 млн долл. США) за счет средств государственного бюджета.
В марте Счетная плата РФ представила доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России». В нем эксперты пришли к выводу, что только 16% ГИС имеют качественные и доступные данные. В период пандемии качество данных в ГИС приобретает особое значение, заметил Председатель СП Алексей Кудрин в одном из интервью.
4. Открытый диалог
В условиях эпидемии COVID-19 важно тщательно согласовывать меры политики и учитывать специфику регионов, городов и мнения отдельных граждан. И в этой ситуации открытый диалог позволяет гражданам влиять на социально-экономическую политику и на процессы принятия политических решений в своих странах.
В Словении правительство каждые семь дней согласовывает с представителями профсоюзов новые этапы снятия ограничений – в зависимости от потребностей каждой отрасли и каждой отдельной профессии.
ВОА Перу разработал онлайн-платформу для того чтобы граждане могли сообщать о фактах правонарушений, а также запустил онлайн-бюро приема и регистрации документов от государственных органов на время режима чрезвычайного положения.
5. Социальные сети, блоги и игры как инструменты открытости
Способы потребления информации постоянно меняются, необходимо учитывать специфику разных каналов, чтобы облегчить доступ к полезной информации, которая помогает развить чувство налогоплательщика у большего числа людей и вывести результаты деятельности правительства на новые аудитории.
ВОА Колумбии регулярно публикует в своем Twitter актуальную информацию по противодействию COVID-19.
Глава ВОА Великобритании Гарет Дэвис ведет блог на своем сайте, в котором рассказывает о том, какие меры принимаются ВОА в условиях пандемии COVID-19.
ВОА Мексики разработал для детей игровое приложение, которое позволяет узнать о государственном управлении, аудите, общественности, гендерном равенстве, инклюзивности.
С полной версией дайджеста можно ознакомиться по ссылке.

Timur Makhmutov
Как коронавирус меняет работу высших органов аудита: приостановка проверок и увеличение открытости
«ВОА должны реагировать на возникающие национальные и глобальные вызовы и на изменения практик государственного управления», – написано в Московской декларации, которой руководствуются в своей работы высшие органы аудита. Рассказываем о том, как контрольные ведомства со всего мира придерживаются этого принципа в разгар пандемии.

Timur Makhmutov
Как коронавирус меняет социальную сферу: реализация на практике принципа «не оставлять никого в стороне»
Социально уязвимые слои населения всегда в зоне особого контроля. Это инвалиды, бездомные, сироты, безработные, заключенные и многие другие — одним словом все те, кто по объективным причинам нуждаются в поддержке в любое время.
ACRF
Только 16% государственных информсистем имеют высокую степень открытости
Счетная палата представляет аналитический доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России», подготовленный совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений.
ACRF
«Инерционная открытость»: эксперты Счетной палаты подготовили первый рейтинг, посвященный открытости госструктур
Только четыре российских министерства можно назвать полностью открытыми. К такому выводу пришли эксперты из АНО «Инфокультура» и Центра перспективных управленческих решений в докладе «Открытость государства в России», подготовленном для Счетной палаты. Результатом исследования стал первый в России рейтинг министерств и ведомств.
