Счетная палата выявила признаки нецелевого использования субсидии на строительство автодорог в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий»

Press center
January 25, 2018
14651 view
Share

My default image

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам Новгородской, Орловской областей и Алтайского края в 2015 – 2016 годах, а также истекшем периоде 2017 года на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» (со Счетной палатой Алтайского края, Счетной палатой Новгородской области, Контрольно-счетной палатой Орловской области), а также экспертно-аналитического мероприятия «Анализ использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» в 2015 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года».

С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

Счетная палата пришла к выводу, что мероприятия по строительству автомобильных дорог, реализуемые в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», не оказывают существенного влияния на повышение уровня доступности населения сельских территорий к объектам здравоохранения, образования, культуры и другим общественно значимым объектам.

Так, за два года в 45 регионах протяженность сельских автодорог с твердым покрытием увеличилась только на 1,7%. При этом Минсельхоз, Росавтодор, а также значительная часть регионов полной информацией о количестве сельских населенных пунктов, имеющих общественно значимые объекты, несоединенных с сетью автомобильных дорог, не располагают.

Из 83,3 тыс. населенных пунктов только 52,7 тыс. (63,3%) соединены автомобильными дорогами с твердым покрытием с сетью автодорог. «Наличие общественно значимых объектов в селах, не имеющих автодорог с твердым покрытием, свидетельствует об отсутствии комплексного подхода в вопросах развития инфраструктуры сельских территорий», - уточнил Валерий Богомолов.

Положения Бюджетного кодекса в части использования не менее 5% бюджетных ассигнований региональных дорожных фондов на строительство, реконструкцию сельских автомобильных дорог большинством регионов не соблюдаются. Так, по итогам 2016 г. 26 субъектами, в том числе Республикой Хакасия, Амурской, Астраханской, Костромской областями на эти цели направлено менее 1% регионального дорожного фонда. Субсидии из федерального бюджета, предоставляемые на софинансирование строительства и реконструкции сельских автодорог, используются на низком уровне. Уровень исполнения в 2015 г. составил 76%, а в 2016 г. – 81%. В 2017 г. из 9 млрд руб., исполнено на 1 декабря 2017 г. 6,7 млрд руб. (74,5%).

Счетная палата установила, что органы исполнительной власти регионов не обеспечивают достижение значений показателей результативности использования субсидий, предусмотренных заключенными с Росавтодором соглашениями. Так, показатели результативности использования субсидий в 2015 г. не достигнуты 18 субъектами, а в 2016 г. - 26. При этом в 2015 г. в эксплуатацию не был осуществлен ввод ни одного километра 9 регионами, в 2016 году – 7. В 2015 – 2016 гг. из 1 080 км, предусмотренных к вводу заключенными соглашениями, было введено только 737 км (68%).

Планирование дорожной деятельности Орловской и Новгородской областей в части строительства и реконструкции автомобильных дорог в рамках реализации Программы должным образом не осуществлялось. В нарушение Градостроительного кодекса все 25 объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог, реализуемых в 2015 – 2017 гг. в рамках Программы, в Схему территориального планирования Орловской области, не включены. В Новгородской области не включена одна автодорога. Также областями не достигнуты целевые показатели результативности использования субсидий. В 2015 г. данными регионами не введено в эксплуатацию 18 км и 28 км автодорог соответственно. (100% от предусмотренных соглашениями показателей). В 2016 г. Орловской областью также не было введено ни одного километра автодорог из 11 объектов, софинансируемых за счет средств федерального бюджета.

«В отчетах, направленных субъектами в Росавтодор, приведены сведения о вводе в 2015 году в Новгородской области 8,5 км, а в Орловской области – 28 км, что свидетельствует о недостоверности отчетных данных», - заявил аудитор.

В ходе проведения проверки установлены признаки нецелевого использования субсидий в 2015 – 2017 гг. в Новгородской, Орловской областях и Алтайском крае на общую сумму 144,5 млн руб.

Так, в соответствии с Правилами субсидии предоставляются в целях софинасирования строительства и реконструкции автодорог, ведущих к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельхозпродукции. Вместе с тем, как показала проверка, в рамках реализации Программы осуществлялась реконструкция участка автомобильной дороги от поселка Кировский до деревни Семеновское в Новгородской области. В соответствии со Схемой территориального планирования и Генеральным планом сельского поселения в деревне Семеновское отсутствуют общественно значимые объекты, а также объекты производства и переработки сельхозпродукции. Визуальный осмотр указанного объекта реконструкции инспекторами Счетной палаты Российской Федерации и Счетной палаты Новгородской области показал, что в деревне Семеновское не находятся общественно значимые объекты и объекты производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В деревне постоянно проживают 7 человек (3 дома).

В ходе проведения проверки установлены факты приемки и оплаты государственными заказчиками Орловской и Новгородской области фактически невыполненных работ, а также других нарушений и недостатков.

Коллегия приняла решение направить представление в департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области; обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; информационные письма Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, руководителю Федерального дорожного агентства, Губернаторам Алтайского края, Новгородской области и временно исполняющему обязанности Губернатора Орловской области; а также отчет и информацию об основных итогах контрольного мероприятия в палаты Федерального Собрания.

Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия, размещается на Портале финансового аудита.