Выступление Алексея Кудрина на пленарном заседании Госдумы с отчетом о работе Счетной палаты за 2020 год

Press center
April 7, 2021
1296 views
Share

My default image Алексей Кудрин в ГД

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю отчёт о работе Счётной палаты за 2020 год.

Всего проведено 334 мероприятия, в том числе 230 мероприятий по аудиту бюджета. Более 2/3 мероприятий Счётной палаты это контрольные мероприятия, посвящённые финансовым вопросам, это финансовый аудит. Как видите, он остаётся нашей самой основной задачей. Только треть мероприятий можно отнести к экспертно-аналитическим и к стратегическому аудиту, где мы определяем более системные проблемы, даём более подробные рекомендации.

18 мероприятий Счётная палата провела по поручению президента, 22 – по поручениям Совета Федерации, 21 – по поручениям Государственной Думы. В этом году, в 2021-м, хочу напомнить, мы уже взяли на себя проведение 37 мероприятий Государственной Думы... по, точнее, по просьбе Государственной Думы.

Всего по результатам проведённых мероприятий было выявлено нарушений на сумму 355 миллиардов рублей, из них больше, чем на 100 миллиардов по государственным закупкам. Возвращено в бюджет 16 миллиардов рублей – в три с половиной раза больше, чем годом раньше.

Больше за последние семь лет возвращалось в бюджет только в 2017 году, это одна из таких самых больших цифр.

Кроме того, мы провели тысячу 476 экспертиз нормативно-правовых актов, их стало больше из-за пандемии, более подробных государственных программ. И всё это мы также, по всем законопроектам, нормативным актам даём свои заключения.

Всё, что было достигнуто, это было достигнуто, несмотря на сложный год. Мы замораживали нашу работу на два месяца, чтобы не подвергать рискам и сотрудников тех объектов и учреждений, на которые мы выходили, также оберегая своих сотрудников. Мы сумели подключиться дополнительно к 50-ти открытым...к 50 государственным информационным системам, дополнительно к тому, что мы уже имели раньше. Должен сказать, министерства отнеслись к этому с пониманием и часть работы мы перевели в дистанционный режим.

К ним добавились и новые задачи. В прошлом году мы добавили в список проверок мероприятия, связанные с крупномасштабными мерами по поддержке населения и бизнеса. Например, мы проверяли стимулирующие выплаты врачам, вы можете с результатами ознакомиться. И мы сейчас завершаем проверку закупок медоборудования, в том числе аппаратов ИВЛ. В финальной стадии проверка по предоставлению гарантий бизнесу.

По результатам наших контрольных мероприятий, 148 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 23 уволены. Кроме того, по итогам проверок за 2019-й, за 2020 год, возбуждено 32 уголовных дела.

Специфика этого года, в период вот этих ограничений мы трудились в том числе и на перспективу: мы не теряли вот время в те месяцы, когда меньше проверяли, мы обновили стандарты, разработали новый стандарт по стратегическому аудиту, обучали сотрудников и провели больше дистанционных и экспертно-аналитических мероприятий.

В общей сложности... ну также хочу сказать, что не всегда я вот на такой открытой трибуне могу рассказывать результаты части наших проверок, большая часть наших проверок касается национальной обороны и государственной безопасности.

В прошлом году было проведено 37 таких проверок, в том числе это и бюджетные, контрольные мероприятия, тематические, экспертно-аналитические, по большинству из них президентом даны поручения соответствующим ведомствам и Совету Безопасности.

Помимо бюджетного аудита, Счётная палата провела 86 мероприятий тематических и также 18 мероприятий связано с документами стратегического планирования. Это, прежде всего, национальные проекты, государственные программы.

В частности, мы проанализировали достижения национальной цели по снижению бедности. Это сегодня одна из самых острых проблем. Мы не только проанализировали государственные меры, государственные программы, каждая мера, как она влияет, в конечном счёте, на снижение бедности, но и разработали предложения, которые передали в правительство.

Еще один пример. По поручению Госдумы мы проанализировали эффективность мусорной реформы, наш анализ показал, что федеральный проект с поставленными задачами пока не вполне справляется, уровень переработки отходов не превышает 7 процентов, а более 90 процентов по-прежнему направляются на свалки и полигоны. При этом в ряде регионов мощность официальных полигонов практически на исходе, как известно, есть и неофициальные полигоны, которые мы тоже старались выявить.

Ключевые проблемы - нехватка финансирования, плохо проработанные проекты. Например, не прописаны меры, как сократить объемы новых отходов, ничего нет о раздельном мусоре сбора в данной программе.

По итогам анализа Счётная палата направила предложения в правительство, а часть рекомендаций уже реализована благодаря коллегам из министерств и ведомств. Спасибо им за внимание.

Еще немного о таких наиболее знаковых проверках, которые мы провели. Масштабная тема – управление федеральным имуществом. Наш анализ выявил ряд системных проблем в этой сфере.

Во-первых, не было достоверной информации о количестве акционированных обществ подконтрольных государству и федеральных государственных унитарных предприятий. Данные по разным системам не совпадают.

Ну сразу хочу сказать, что правительство оперативно приняло и меры и, допустим, сейчас по ФГУ, по-моему, у нас уже есть полная достоверная информация, сейчас завершается работа по выверке информации по акционерным обществам. Это уже осуществляется по результатам наших проверок, по выданным нами рекомендациям.

Нет полноценной информации о результатах финансовой деятельности по тем предприятиям, о которых мы говорим. Минэкономразвития дает свои данные только по самым крупным предприятиям, входящих в список государственных или акционерных, ну по десяти крупнейшим акционерным обществам. Да, они составляют большую часть финансовых ресурсов, вот компании акционерных обществ, но это всего лишь 1 процент от общего количества таких акционерных обществ, которые, по которым дается более подробная информация.

Нет единых подходов к дивидендной политике, никакими нормативными актами не зафиксировано, какой объем чистой прибыли и дохода должен перечисляться в бюджет, нет ясности и в применении стандартов финотчетности по МСФО или РСБУ.

Счётная палата предложила разработать единые подходы к размеру чистой прибыли, которую компании должны направлять на выплаты дивидендов, стандартам финотчетности, обновить и пополнить данные в информационных системах, ну, и также рассмотреть целесообразность участия государства в ряде компаний.

Также в фокусе Счётной палаты тема незавершенного строительства. Вы часто задаете вопросы по этой теме. Очередной анализ показал, что, несмотря на принимаемые меры, ситуация кардинально не изменилась. Количество брошенных объектов и долгостроя не сокращается, а, наоборот, растет. По итогам 2019 года общий объем вложений в такие объекты по главным распорядителям средств федерального бюджета составил 3,9 триллиона рублей. Только в 19-ти регионах утвердили планы по снижению незавершенного строительства и положение по учету незавершенного строительства и назначили ответственных. В 28-ми регионах вообще еще ничего не начиналось.

Отмечу, что наши предложения по разрешению ситуации приняты во внимание, реализуются. Идет работа над "дорожной картой", ее проект актуализировали, 24 марта Минэкономразвития представил в Счётную палату. Услышали и наши предложения по определению конкретного ведомства в качестве координатора. Им станет Минэкономразвития. Теперь мы как бы будем знать, кто у нас отвечает за незавершенное строительство в стране.

Но, конечно, в первую очередь, планирование качественное, и, соответственно, расходы бюджета в соответствии с планами ФАИП являются главным залогом, чтобы не росли объемы незавершенного строительства, но это требуется и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации.

Еще одно важное направление – исследование открытости государства. Мы инициативно провели работу, составили доклад по открытому государству. Мы проверяли действующее законодательство, действующие нормативные акты по открытости, как сайтов, так и информационных систем, так и коммуникаций министерств и ведомств. Есть министерства, которые открыто работают с гражданами и со СМИ, активно работают с открытыми данными. Это очень важно, учитывая, что данные становятся предметом анализа и для бизнеса, и для оценки деятельности. Но своевременно реагируют на запросы граждан меньше, чем половина министерств.

То есть половина министерств на обращения граждан отвечают с нарушением всех сроков. А на вопросы журналистов меньше трети, хотя законом четко установлены эти обязательства. И, конечно, это не поднимает доверия к государству и к вот этим министерствам и ведомствам. Мы считаем, что открытость не только важнейшая ценность, но инструмент, как для граждан, так и для государства, которое позволяет с большим результатом расходовать бюджетные средства на благо наших граждан.

Хочу отмети важное нововведение прошлого года. Счётная палата стала публиковать рекомендации по итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Я отмечу, что наше ведомство всегда направляло свои предложения, рекомендации по результатам наших проверок, но теперь мы формализовали процесс и делаем это более упорядочено.

С 17 марта база рекомендаций находится в открытом доступе на сайте Счётной палаты. В этом году она будет обновляться ежеквартально, в следующем уже в автоматическом режиме и в реальном времени по завершении каждого мероприятия. Таким образом, вы сразу сможете увидеть все рекомендации прямо по отчетам и по направлениям, которые были выданы Счётной палатой. И дальше мониторинг, какие из них исполнены. Мы, конечно, ожидаем, что цикл рекомендаций, примерно, четыре года. Не все сразу можно принять. Это изменение порядка финансирования, изменение законодательства. После четырех лет, как правило, рекомендация, если не внедрена, то она, значит, мало актуальна. Вы сможете с нами наблюдать за этим процессом. И это одна из просьб ваших была по нашим опросам, которые мы проводили, мы это выявили, чтобы видеть результат, как влияет на конечные задачи отраслей реализация государственных программ, мероприятий вот наша работа.

Рекомендации касаются системных вопросов госуправления. Как я сказал, направляются в министерства. А также в палаты Федерального Собрания.

Всего за 2019 и 2020 год, за два года, Счётная палата направила 869 рекомендаций. Половина из них определена как приоритетные. Мы выделили особую категорию наиболее важных рекомендаций. Мы закрепили эти подходы в стандартах государственного аудита.

К 31 декабря прошлого года была выполнена треть тех рекомендаций, которые были выданы за два года, в том числе 146 приоритетных. Соответственно, по мере выполнения мы также будем пополнять эту базу.

Так, например, вот как пример рекомендаций. По итогам нашего резонансного мероприятия, проверки деятельности Пенсионного фонда, напомню, мы выверяли данные в системе персонифицированного учета, Пенсионный фонд провел перепроверку личных дел граждан, сверил данные с другими ведомствами, после чего вернул пенсионерам около 70 миллионов рублей, ранее недополученных пенсий.

Соответственно, Пенсионный фонд сейчас проводит по такой же схеме проверку вот этих персонифицированных данных. Своевременное введение персонифицированных данных, данных Пенсионного фонда, позволяет своевременно начислять пенсии и доначислять пенсии пенсионерам.

Соответственно, например, по такой проверке было 19 рекомендаций, 10 приоритетных. Все они сейчас исполняются.

Хочу отметить, что мы продолжаем расширять горизонты, в том числе на международном уровне. Вот открываем для себя новые направления. Счётная палата, по сути, освоила такое направление. Мы теперь участвуем в аудите международных организаций.

Мы теперь как Счётная палата имеем такую компетенцию. Мы подготовили команду знающих международные правила, стандарты, хорошо работающих на разных языках. И выиграли тендер на проверку аудита ЮНИДО, Организации ООН по промышленному развитию. Мы уже приступили к этому аудиту и скоро его, кстати, заканчиваем. Много чего выявили, и сами многому научились.

В настоящее время мы подали заявки на тендеры МАГАТЭ, ОЗХО, Интерпола. Мы имеем шанс где-то на этих тендерах выиграть, поэтому работаем.

Президент поддержал это направление Счётной палаты. И мы, конечно, не будем перегружать себя, но мы будем иметь всегда две-три проверки участия в такого рода чувствительных международных сферах.

Завершая отчет, отмечу, что уже два года мы проводим опросы в обеих палатах парламента. Как я уже сказал, мы учитываем ваши пожелания.

Ну, во-первых, мы изменили формат предоставления наших данных, отчеты стали удобнее для восприятия. Я хочу отметить, что вот после прошлого отчета было пожелание расширить список документов отчета. Теперь есть, кроме основной книжицы, которую вы имеете, еще есть приложение по каждому направлению аудита с обобщенными данными, результаты всех проверок каждого года.

Уже сейчас в комитетах это обсуждалось, этот подход понравился, это как раз реализация просьбы, которая была высказана в прошлом году. Просили, чтобы было больше инфографики, мы стали в отчеты уже, в изложение материалов больше инфографики включать. Сопровождать краткой информацией большой отчет, чтобы сначала были видны самые главные выводы, а потом можно было вчитаться в детали.

Мы преобразовали наш сайт и постоянно пополняем архив наших отчетов. Например, мы отцифрили все отчеты с 1999 года. Теперь они в машиночитаемом виде доступны вам для сравнения, сопоставления отдельных проверок по отдельным объектам, это дает дополнительные возможности. По сути, это постоянная доступная база.

Кроме того, мы развиваем направление стратегического аудита, как я уже говорил, утвержден новый стандарт, мы сейчас пилотируем, то есть проводим проверки в рамках нового стандарта. Как видите, мы осваиваем новые направления, стараемся реагировать на ваши запросы, мы открыты для вас, мы готовы дополнительно приходить на комитеты, давать свои оценки или комментарии по ряду материалов. Спасибо, что вы рассматриваете на комитетах наши материалы. У нас есть "дорожная карта" с Государственной Думой. За прошлый год все пункты "дорожной карты", которую ведет Комитет по контролю и Регламента, все пункты "дорожной карты" выполнены. По результатам сегодняшнего заседания, по принятому постановлению мы дополним эту "дорожную карту" и продолжим ее выполнять. Спасибо вам за это внимание.

Уже в этом году мы проведем 440 проверок, чуть больше, чем в прошлом году. Но в силу того, что нам нужно наращивать и отставание преодолевать, 20 мероприятий Счётная палата проведет по поручению Президента, но их будет больше, они поступают в течение года.

И 37 проверок мы проведём по запросам Государственной Думы, которые вот были высказаны в момент планирования. Напомню, что в этом году это было только 22. Поэтому мы и здесь идём вперёд.

Спасибо за внимание.

Новости
April 5, 2021
Aleksei Kudrin

Aleksei Kudrin

В 2021 году Счетная палата проведет по поручениям Государственной Думы 37 мероприятий

Аналитика, обучение сотрудников, совершенствование стандартов работы и усиление взаимодействия с Парламентом. Именно эти направления стали приоритетными в работе Счетной палаты в условиях пандемии. Об этом сообщил Алексей Кудрин, представляя отчет о работе контрольного ведомства в 2020 года на заседании Комитета Государственной Думы по регламенту и контролю.

Новости
March 31, 2021
Aleksei Kudrin

Aleksei Kudrin

Алексей Кудрин: работа с долгами регионов должна стать центром внимания на ближайший период

В 2020 году аудит федерального бюджета оставался основным приоритетом работы Счетной палаты. Об этом заявил Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, представляя в Совете Федерации отчет о работе контрольного ведомства в прошедшем году.

Новости
March 29, 2021
Aleksei Kudrin

Aleksei Kudrin

В среду Алексей Кудрин представит отчет о работе СП на пленарном заседании Совета Федерации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел итоги работы Счетной палаты в 2020 году.