Выступление Алексея Кудрина на заседании Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту

Press center
April 5, 2021
995 views
Share

Добрый день, уважаемые коллеги, Ольга Викторовна, друзья!

Я представлю отчёт Счётной палаты.

Прошлый год был особенным для всей страны и для нас тоже. Мы почувствовали пандемию. Многие ведомства делали перерыв в своей работе.

К нам также обратились с просьбой, чтобы мы сделали перерыв, чтобы не вынуждать выходить работников на свои рабочие места, не подвергать опасности. Ну, это касалось и наших сотрудников. В общем, были и случаи, когда мы выходили на проверку даже в эти сложные времена, и целиком вся наша инспекция заболевала. Такой случай у нас тоже был.

Поэтому мы на два месяца остановили полностью выходы на объекты. В среднем за весь год мы уменьшили выход на объекты на 38 процентов, то есть почти на 40. Конечно, это сказывается на конечных результатах, тем не менее я хочу поблагодарить вас, Государственную Думу, за то, что и в работе комитета, и в выступлениях была одобрена эта позиция о том, чтобы сделать некоторую паузу, перерыв, это было абсолютно объяснимо. Правительство также приняло решение в отношении всех остальных контрольных органов о серьёзной паузе в выходах на объекты.

Ну и, конечно, мы попытались это время использовать эффективно. Во-первых, мы смогли подключить наших сотрудников более чем к 50 внутренним системам министерств и ведомств.

Вообще мы всегда имеем доступ и раньше имели доступ ко всем электронным базам, но в данном случае мы как бы прошли на следующий уровень работы ряда министерств и ведомств, в их рабочие материалы, то есть то, что нам дали министерства.

Кстати, почти все отнеслись очень с пониманием. Раньше, может быть, ревниво, что мы там что-то ещё больше увидим, но в данном случае все абсолютно с пониманием отнеслись и дали нам такую возможность. Этому способствовало и то, что в рамках нашей работы, Счётной палаты, нашей стратегии, у нас есть приоритет – цифровизация, и к этому моменту мы уже были готовы. То, что мы хотели сделать за полтора года, мы сделали за три-четыре месяца по срокам работы с электронными данными. Подоспел и заказ, который… ну, нам предоставило правительство возможность ещё заранее, за год до этого, не зная об этой ситуации, мы закупили больше, по-моему, двухсот ноутбуков новых, которые позволили инспекторам работать удаленно.

Часть проверок мы сдвинули на более поздний срок, которые завершатся в этом году. Как ещё будучи президентом ИНТОСАИ (международной организации счётных палат), мы проводили больше 40 обменов мнениями, конференций, семинаров по обмену мнениями и практиками счётных палат.
Все исходили из того, что в этих условиях, когда принимаются масштабные антикризисные меры в процентах к ВВП 5-10 процентов, как правило, это очень быстро формируемые решения, как правило, это нестандартные решения. И счётные палаты, конечно, должны следить за состоянием этих пакетов помощи, что также отразилось в нашей работе.

И вы нам тоже в своих решениях поручили проверить целый ряд мер помощи, которые осуществляются в рамках антикризисного пакета, в том числе стимулирующих выплат врачам, закупку ИВЛ, предоставление гарантий бизнесу и другие. То есть мы также находимся в рамках работы, то есть часть проверок мы остановили, но часть новых, шесть новых проверок мы наметили. Я даже просто для примера скажу, высшие органы 50 стран, более 50 стран также остановили на время свою работу или пришли… Европейская счётная палата работала только в удалённом режиме.

Пандемия поставила перед нами новые задачи, о которых я уже сказал. Ну, кроме того, мы провели 100 тысяч 476 экспертиз нормативно-правовых актов. Это больше, чем всегда, но это связано было с антикризисным пакетом, там было много новых субсидий. Мы, в том числе это время, которое высвободилось, потратили на обновление стандартов, многие с этим знакомы, анализировали имеющиеся результаты, занимались как раз обобщением наших некоторых результатов, обучением наших сотрудников. Мы провели больше 20 обучающих курсов для наших сотрудников как и некоторых общих, так и специализированных для конкретных инспекторов для пользования совершенно новыми продуктами как цифровыми продуктами.

Сейчас, кстати, вышли новые цифровые продукты, которые позволяют с использованием уже искусственного интеллекта и других методов обобщать какие-то материалы, анализировать отчеты, обобщать данные отчетов, формулировать и формировать конечные выводы, и мы тоже им обучались, мы, в общем, шли в ногу со временем.

Все-таки к некоторым результатам. Провели 334 проверки. Уже 85 мероприятий перенесено на этот год. Ну, мы уже будем так планировать, чтобы на следующий год мы переносили меньше мероприятий. Мы вернули в бюджет 16 миллиардов рублей, это в 3,5 раза больше, чем в предыдущий год, то есть несмотря на сложившуюся ситуацию.

В частности по результатам предоставления Счётной палаты довзыскан миллиард рублей по таможенным пошлинам и налогам. Ну, вы знаете, может, слышали по тому, что мы выявили лазейку при декларировании интеллектуальной собственности. Сейчас таможня ведет сплошную проверку такого рода материалов и доначислены будут десятки миллиардов рублей.

По итогам проверок уже возбуждено три уголовных дела и 61 административное.

Всего нарушений, мы выявили 355,5 миллиардов рублей, как я сказал, это ниже, чем в предыдущие годы, в связи с тем, что... мы даже провели анализ такой, регрессию, у нас больше нарушений выявляется при выходе на объекты, понятно, работа с первичными документами. Сейчас вот у нас их меньше.

Больше трети приходится из этих нарушений на процедуры закупок. Сейчас по ним уже работают антимонопольная служба и Генеральная прокуратура.
Мы говорим про стратегический аудит часто, и часто он нам дает наиболее интересные результаты: системные, аналитические, которые предвосхищают будущие нарушения, улучшают качество администрирования и бюджетную эффективность, но тем не менее мы все-таки не только стратегическим аудитом занимаемся, основным все-таки у нас по-прежнему остается финансовый аудит, и две трети всех проверок, и даже больше двух третий, это финансовый аудит.

Стратегический аудит у нас меньше, примерно треть составляет, и так примерно и останется такая пропорция, все равно мы в первую очередь Счётная палата и занимаемся финансовым аудитом и аудитом эффективности.

Вот в прошлом году мы провели из 334 проверок 230 – это вот связанные с аудитом бюджета, из них 191 проверка – это чисто бюджет как итоги предыдущие года, так и проектировки следующего года. Ну, у нас около ста ГРБС, то просто считать, тут чуть меньше 100, то есть это значит, все ГРБС проверяются отдельно каждый раз по итогам предыдущего года, и также при проектировках бюджета, это вот 191 проверка уже сразу выпадает только на бюджетные задачи.

Большая доля связана с инвестиционной адресной программой. Мы выявили 60 фактов по ФАИПу на 17 миллиардов рублей там нарушений. Ну, например, в 2019 году были введены в эксплуатацию 75 процентов ФАИП, а в 2020 – только половина – 154 из 301. То есть идет ухудшение введения объектов.

В 2020 году не были введены в эксплуатацию 15 из 18 объектов Минстроя. Я не буду приводить конкретные объекты. 18 мероприятий Счётная палата провела по поручениям президента, 22 – по поручениям Совета Федерации, 21 – по поручению Государственной Думы. Но сразу скажу, что на следующий год мы уже запланировали по вашему поручению не 21, как было за 2020 год, а 37 на следующий год, включая переходящие, которые ещё не закончены.

В частности мы проанализировали достижения национальных целей по снижению бедности. Первый отчет опубликован в прошлом году в декабре "Об анализе всех государственных программ насчет их влияния на снижение бедности". Полный 100-процентный анализ всех мер всех госпрограмм и всех мер других программ. Этот отчет существует. Мы его презентовали в правительстве, лично председателю правительства, в Администрации президента.
Сейчас второе полугодие года мы потратили на разработку модели, как можно было бы добиться того целевого показателя, который поставил президент по снижению бедности два раза, и презентовали на прошлой неделе тоже в Администрации президента. Это не факт, что наши все предложения будут приняты, они финансово емкие, но тем не менее мы считаем, что достижение тех целей, которые президент дал, возможно. Мы можем обсуждать сценарий, варианты, но это достижимая цель, которую можно реализовать. Ну, мы идем параллельно и с правительством, и с Администрацией президента, у нас общие, где-то близкие подходы, и тем не менее мы свой вклад в разработку этих предложений тоже даем.

Про бедность я уже говорил на некоторых других выступлениях. Может быть, не на слуху активно, но почти 20-25 процентов всех наших проверок связаны с обороной и безопасностью страны. Кто входит в соответствующие комитеты, все те знают, что мы в прошлом году обсуждали и военно-промышленную, военно-транспортную авиацию.

Речь идет об обеспечении авиатехникой силовых ведомств, МЧС и строительство аэропорта, военных аэропортов, не буду называть адреса. Значит, в 2020 году начался проект разработки производства и модернизации ремонта самолета дальней авиации, который завершится в этом году.
В начале года мы завершили начатую в прошлом году проверку по бронетанковой технике и так далее. Это не то, что мы обсуждаем открыто, но названия я готов, я могу об этом говорить, это большая часть нашей работы. По всем нашим проверкам, почти по всем проверками даны поручения президента соответствующим министерствам или Совету безопасности.

По итогам проверок 2020 года направили материалы в прокуратуру и органы безопасности, в итоге к дисциплинарной ответственности привлекли 21 должностное лицо, возбуждено 15 уголовных дел. В бюджет по результатам контрольных мероприятий возвращено 212 миллионов рублей, я имею в виду по блоку силовиков. Кроме того, мы предотвратили незаконное расходование бюджетных средств на 100 миллионов.

Среди ваших приоритетов, которые вы нам показывали, это экологическая безопасность, наш отчет с приложениями в разрезе каждого региона, состояние каждых свалок, особенно в зоне городов, какие свалки уже, по сути, по мощностям должны были быть прекращены, какие уже на выходе, где не созданы соответствующие свалки и, в общем, через какой-то момент будет опять некуда сваливать и так далее. Мы это проанализировали. Уровень переработки отходов пока не превышает 7 процентов, а более 90 процентов по-прежнему направляются на свалки полигоны.

Соответствующий федеральный проект пока требует, ну, еще, может быть, доработки, чтобы до конца решать те задачи, которые поставил президент. Мы, конечно, отмечаем где-то и недостаток финансирования, недостаточную проработку параметров.

По итогам анализа Счётная палата направила предложения в правительство.

Еще немного таких важных проверок. Это управление организациями с госучастием. Ну, мы проверили количество госучреждений и точнее предприятий с госучастием. Прежде всего, акционерных обществ, федеральных государственных унитарных предприятий, три базы данных, все они бьются между собой, ну, правительство, по количеству наших предприятий. То есть получается, мы, даже не знаем, сколько у нас их, хотя вопрос о государственном участии, эффективности использования очень важный.

Поэтому мы, правительство оперативно собралось, приняло меры, совместило базы данных. И, в общем, сейчас находится на исполнении. То есть такого рода наши проверки, они сразу дают мощный толчок. Ну, в том числе не было достаточно информации о финансовой деятельности этих компаний. То есть не просто вопрос в их количестве, а что они делают, и какие их финансовые результаты и как они влияют на бюджет?

Нет единых подходов в дивидендной политике, нет ясности применения стандартов финотчетности МЦФО или РСБУ. Опять же мы предложили разработать единый подход к определению размера чистой прибыли, которую компания должна направить на выплату дивидендов. По вопросам стандартизации финотчетности и так далее при определении дивидендов. Соответствующие меры правительством по нашим мероприятиям принимаются.           

У нас очень большая работа идёт по незавершенному строительству.

Я не буду здесь вот перечислять целый ряд мероприятий с учётом времени, которое у меня ограничено. Большая работа, и наша электронная база данных, которую мы и публикуем, она привела к тому, что 19 регионов утвердили план по снижению незавершённого строительства. 28 регионов до настоящего времени не реализовали ничего из целого списка перечисленного того, что нужно. Кстати, есть поручение президента и так далее.

Но тем не менее, с Минэкономразвития разработан и ряд подходов, которые будут учтены и в законодательстве, и "дорожная карта" по этому вопросу, которая ещё вот-вот будет утверждена.

И полномочия Минэкономразвития предлагается предоставить по определению координатора по этой работе.

У нас целый ряд таких, может быть, инициативных произошло мероприятий как доклад "Открытое государство", картина пёстрая, но в отношении исполнения министерствами уже принятых законов и норм ответов на обращения граждан, СМИ, запросов депутатов, запросов граждан. Ну пёстрая картина.

Доклад известен, не буду сейчас говорить. Я бы хотел, прежде всего, сказать в завершение о нашем новом подходе или новом направлении, связанном с отдельным выделением рекомендаций по результатам нашей работы. То есть, два года мы учитываем все рекомендации, мы их выносим в специальный список. Вот перед нашим этим мероприятием, то есть перед нашим отчётом, в середине марта мы опубликовали весь список рекомендаций, выданных за два года, их 869.

Мы выделили специальный список рекомендаций, который назвали приоритетными. Они больше, чем другие, будут влиять на эффективность, на предотвращение и профилактику нарушений, влиять на развитие соответствующих отраслей.

Сейчас уже идёт исполнение, и за два года выполнено 146 приоритетных...

Ну вот из 869 рекомендаций в целом – половина приоритетных и 146 из них выполнены. Вы теперь можете ознакомиться с этим списком. Это общая практика многих счётных палат мира, у нас её не было, мы вот её только что ввели, это даст ещё дополнительные материалы о результативности нашей работы.

Некоторые есть важные мероприятия, рекомендации. Я сейчас из-за времени не буду говорить, но, если потребуется, я отмечу потом какие-то примеры.
Я бы назвал ещё пару-тройку наших мероприятий прошлого года, которые произвели резонанс. Прежде всего это проверка деятельности Пенсионного фонда. По его, допустим, работе было выделено 19 рекомендаций, из них 10 приоритетных. В ходе проверки вернули 70 миллионов рублей недополученных пенсий, доначислили, а после этого Пенсионный фонд провёл сплошную проверку баз данных, уточнение баз данных персональных данных граждан, по результатам которых продолжаются доначисления пенсий.

То есть, вот мы считаем это социально острая и важная проверка. Вот я сам не предполагал, что такой масштаб нарушений при начислении пенсий может быть у нас в стране. Вот здесь Сергей Иванович Штогрин, он проводил эту проверку.

Отдельная проверка по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Мы проанализировали ситуацию, изучили запасы, насколько они обновляются. Выдано 12 приоритетных мероприятий. Часть из них уже учтена. Например, по рассекречиванию целого ряда запасов, которые давно никакого стратегического значения не имеют, тем не менее, такое рассекречивание приведёт к увеличению инвестиций в эти отрасли по разработке этих запасов.
Завершая отчёт, отмечу, что два года проводим опрос обеих палат Федерального Собрания, стараемся реализовать направленные к Счётной палате вопросы.

Мы много сделали. Это изменение формата предоставления продуктов. Наши отчёты стали удобны для восприятия. Многие депутаты просили, чтобы были выжимки из отчётов или инфографика. Мы внесли изменение в стандарт, теперь отчёт предваряется краткой информацией по мероприятию, в отчётах стало больше инфографики.

Мы будем проводить мониторинг рекомендаций. Мы преобразовали наш сайт, постоянно пополняемый архив наших отчётов.

Теперь будет более удобный поиск отчетов. Мы за прошлый год завершили цифровизацию всех отчетов с 1999 года. Так что теперь можно искать и в рамках машиночитаемого подхода.

Кроме того, мы развиваем направление стратегического аудита. Утвержден новый стандарт. Пилотируем, как я сказал, этот стандарт. У меня на личном контроле 20 проверок будет в этом году особо приоритетных, особо важных. Список их есть, я его сейчас не взял, но можете на него обратить внимания.
По нашим вопросам сотрудники Аппарата Государственной Думы подтвердили, что все ваши запросы действительно с нашей стороны реализуются.

Вот в прошлом году также по инициативе вашего комитета, лично Ольги Викторовны, ввели эффективный инструмент реализации постановлений Государственной Думы, это "дорожная карта". О ней сегодня говорилось. Я хочу особенно тоже лично подчеркнуть важность этой инициативы, ее последовательность реализации.

Например, в том числе в рамках этой инициативы, мы тоже новые форматы взаимодействия будем использовать. Например, рассылать на ваши почты дайджест о работе Счётной палаты, ее ближайших планах. Ну, этот инструмент ещё позволит нам сблизить наше взаимодействие и понимание. На что-то вы обратите быстрее внимание.

Короче, мы открыты для сотрудничества и готовы по результатам постановления, которое будет, также доработать нашу "дорожную карту", и исполнение постановления на следующий год, думаю, это будет нашим следующим этапом с вами. Спасибо.

Новости
April 5, 2021
Aleksei Kudrin

Aleksei Kudrin

В 2021 году Счетная палата проведет по поручениям Государственной Думы 37 мероприятий

Аналитика, обучение сотрудников, совершенствование стандартов работы и усиление взаимодействия с Парламентом. Именно эти направления стали приоритетными в работе Счетной палаты в условиях пандемии. Об этом сообщил Алексей Кудрин, представляя отчет о работе контрольного ведомства в 2020 года на заседании Комитета Государственной Думы по регламенту и контролю.