Открытость государства в России

Share

Развитие подотчетности органов власти и персональной ответственности руководителей ведомств и организаций перед обществом за достижение целей и задач – одна из ключевых задач Стратегии развития Счетной палаты на 2018-2024 гг.

Для реализации задачи 3 стратегии Счетная палата проводит исследования и проверки, готовит аналитические материалы, ведет коммуникацию с органами власти, общественными организациями, экспертным сообществом, запускает сервисы и порталы, которые повышают открытость государства и делают процесс принятия решений более понятным для граждан.

Ежегодный доклад «Открытость государства в России»

С 2019 года совместно с экспертами из АНО «Инфокультура» и Центра перспективных управленческих решений Счетная палата выпускает аналитический доклад «Открытость государства в России»: 

Эксперты разработали методологию, которая позволяет оценить уровень открытости ведомств по трем направлениям:

  • открытость информации – это набор правовых и коммуникационных инструментов, которыми должны располагать граждане для получения информации, находящейся в ведении государственных органов;

  • открытые данные – механизм получения данных от государства в проактивном, автономном и регулярном режиме. Это означает, что государство публикует данные независимо от наличия запросов;

  • открытый диалог – категория, которая предполагает непосредственное взаимодействие ведомств с гражданами, в том числе включающее в себя участие граждан в принятии решений, а также возможность контролировать качество их исполнения. Это, например, публичные консультации, экспертиза законопроектов, партисипаторное, в том числе и инициативное, бюджетирование, общественные обсуждения, голосования по частным вопросам, механизмы онлайн-петиций и электронные приемные.

Оценки по всем параметрам и категориям являются полностью публичными и доступны для самостоятельного анализа. Этот подход принят авторами еще в прошлом году для того, чтобы рейтинг мог быть использован не только для проведения оценок общего состояния, но и как инструмент совершенствования открытости ФОИВ: 

Открытость государственных информационных систем – функциональная открытость государства

Сейчас в России функционирует 876 информационных систем федерального уровня. По оценкам экспертов, суммарные расходы на них за 2017–2019 годы составляют 60-75 млрд рублей, включая затраты на центры обработки данных и инфраструктуру электронного правительства. Это около 50–60% от всех IT-бюджетов госорганов.

В 2020 году ведомство представило аналитический доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России»  подготовленный совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений. Эксперты детально проанализировали 50 федеральных государственных информсистем и составили их рейтинг по уровню доступности информации и качеству данных в них. Полные оценки экспертов доступны для анализа по ссылке.

Открытость бюджета

Раз в два года Международное бюджетное партнерство (International Budget Partnership, IBP) публикует Обзор открытости бюджета, охватывающий 117 стран. В рейтинге по итогам 2019 года, опубликованном в апреле 2020 года, Россия заняла 14 место, набрав 74 балла. Свой вклад в этот рост внесла Счетная палата, оценки которой с 2017 года выросли по всем критериям.

Исследование основывается на результатах анкеты из 145 вопросов, заполняемой в каждой стране независимым экспертом по бюджету. Также проект вопросника каждой страны рассматривается анонимным независимым экспертом, а в России – еще и представителем Министерства финансов.

Портал-агрегатор «Госрасходы»

В ноябре 2019 года Счетная палата запустила специальный проект – портал-агрегатор «Госрасходы». Главная цель портала – дать интересующимся гражданам инструмент для изучения госфинансов: от выделения бюджетных средств до результатов контрактов и конечных получателей. Проект делает прозрачнее и понятнее все, что затрагивает вопросы государственных расходов и доходов: от планирования государственного бюджета, субсидий, закупок и нацпроектов до проведения торгов, заключения контрактов и их результатов.

На портале регулярно появляются новые индикаторы контрактной системы и рейтинги, построенные на основе данных. Кроме того, в рамках «Госрасходов» идет сотрудничество с экспертным и академическим сообществом – для этого в апреле 2020 года создан специальный раздел «Дата-лаборатория».

Открытый код Счетной палаты

Счетная палата первой из российских государственных органов открыла свои исходные коды. Для общественности доступны новые проекты контрольного ведомства по автоматизации работы инспекторов и сотрудников. Часть открытого кода содержит обучающие материалы по работе с открытыми финансовыми данными. Хранилище регулярно обновляется и пополняется пакетами для дизайнеров и программистов.

Предложения и идеи по развитию репозитария направляйте по адресу: code@ach.gov.ru

Понятный язык

Одной из задач Счетной палат является предоставление информации о своей деятельности на понятном для всех аудиторий языке. Для этого в ноябре-декабре 2019 года было проведено обучение инспекторов Счетной палаты принципам и методикам понятного языка, после чего было создано методическое пособие о том, как писать отчеты понятным языком. В 2020 году это пособие проходит апробацию, а после второго цикла обучения и доработок будет принято Коллегией Счетной палаты в качестве методических рекомендаций ведомства.